Он напомнил, что разработке пенсионного раздела «Стратегии 2010» предшествовали два этапных правительственных документа - Концепция реформы системы пенсионного обеспечения 1995 г., предусматривавшая перевод отечественной пенсионной системы на принципы социального страхования, и Программа пенсионной реформы 1998 г., вводившая в пенсионную систему накопительный компонент.
С учетом ранее одобренных подходов к модернизации системы пенсионного обеспечения «Стратегия 2010» предусматривала конкретизированный план пенсионной реформы, запущенной с 1 января 2002 г.
«Ввод в систему пенсионного обеспечения накопительного компонента был обоснован желанием диверсифировать риски пенсионной системы, которая сейчас базируется как на солидарных (страховых) принципах, так и на индивидуальных (накопительных) принципах», - сказал Юрий Воронин.
Юрий Воронин охарактеризовал слабые и сильные стороны пенсионной реформы 2002 г., которые с очевидностью проявились по прошествии восьми лет ее реализации. К достижениям реформы, безусловно, можно отнести: переход на формирование пенсионных прав граждан в зависимости от объема уплаченных за них страховых взносов в Пенсионный фонд в целях ухода от уравнительных тенденций в пенсионном обеспечении и повышения мотивации к уплате страховых взносов; создание современной информационной инфраструктуры пенсионной системы, позволяющей осуществлять персонифицированный учет пенсионных прав граждан и массовые перерасчеты размеров пенсий в автоматизированном режиме; переход на индексацию трудовых пенсий по темпу роста среднемесячной заработной платы, но не свыше роста доходов Пенсионного фонда.
К явным недоработка относится включение частно-правового по своей сути накопительного компонента в публично-правовую систему обязательного пенсионного страхования, что не позволило в полной мере раскрыть его преимущества, в должной мере развить интерес к формированию гражданами собственных пенсионных накоплений и решить целый ряд принципиальных вопросов, например, возможность наследования этих средств.
Пенсионная система – живой, развивающийся организм. Пенсионная реформа 2002 г. рассчитана на длительный период времени и еще далека от своего завершения. Именно поэтому возникает объективная необходимость настройки отдельных механизмов этой системы. Так, в 2009 году были приняты и реализованы важнейшие решения, направленные на повышение благосостояния старшего поколения россиян, заработавших пенсионные права в советские годы. С 1 января 2010 года была проведена валоризация, то есть переоценка пенсионных прав россиян с учетом их советского стажа и введены соцдоплаты до величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания.
Как уже не раз подчеркивалось, главной целью второго этапа совершенствования пенсионной системы является укрепление и модернизация накопительного компонента. «Его выведение из системы публичного права; создание страховых механизмов сохранности пенсионных накоплений; четкое разграничение функций управляющих компаний, негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний – основные вопросы, которые призвана решить Концепция развития накопительного пенсионного обеспечения», - рассказал Юрий Воронин.
По его мнению, для устойчивости развивающейся пенсионной системы «необходимо решить проблему «молчунов» и решать ее надо рыночными способами – повышая привлекательность инвестиций пенсионных накоплений». Для этого необходимо более четко урегулировать вопрос собственности на пенсионные накопления. «Это позволит «разговорить» молчунов, разбудив в них чувство собственности и желания наиболее эффективным способом распорядиться собственными пенсионными средствами», - пояснил Юрий Воронин.
Отвечая на вопросы о пенсионном возрасте, заместитель министра отметил, что в условиях действующего эквивалентного механизма расчета размеров пенсий эта мера даст всего лишь краткосрочный эффект. «Затем, по мере наращивания обязательств перед гражданами, придется вновь увеличивать страховой тариф. Чего бы нам очень не хотелось. Надо всегда искать разумный баланс интересов», - заметил Воронин.
Кроме того, по словам Юрия Воронина, решение вопроса о возможности и необходимости пересмотра юридической границы пенсионного возраста находится, безусловно, в политической плоскости и требует принятия во внимание огромного количества факторов экономического, демографического, социального и ментального характера. Так, специалисты в области рынка труда обоснованно опасаются, что повышение в современных условиях пенсионного возраста в Российской Федерации неизбежно повлечет за собой существенное увеличение безработицы и, как следствие, увеличение бюджетных расходов на различные программы занятости населения, в том числе и на выплату пособий лицам, потерявшим работу.
«В любом случае диалог с обществом по этой теме уместно будет вести только тогда, когда станут очевидными результаты тех действий, которые в настоящее время проводятся государством по увеличению продолжительности жизни в нашей стране», - заключил заместитель Министра.
Источник: Минздравсоцразвития РФ
Новость размещена сайтом: www.chescrb.ru
Многоканальные телефоны центра
телефонного обслуживания граждан:
8 (351) 240-13-13
понедельник-пятница с 7:00 до 19:00